Любое отступление от установленных правил по проведению проверки,
а также по ее документальному оформлению позволяет налогоплательщику
ставить вопрос о недействительности выявленных в ходе проверки
фактов налоговых правонарушений.
Рекомендации налогоплательщику по окончанию налоговой
проверки.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ по окончании выездной
налоговой проверки налогоплательщику выдается справка о том, что
на конкретном предприятии в конкретное время была проведена проверка.
После получения справки налогоплательщик вправе отказать представителям
налоговых органов в представлении дополнительных документов, поскольку
они могут быть истребованы только в процессе проведения проверки,
а она уже закончена.
Не позднее двух месяцев с момента составления указанной справки
налоговый инспектор должен составить акт налоговой проверки, который
должен содержать изложение документально подтвержденных фактов
нарушения законодательства о налогах и сборах, а также ссылки
на первичные бухгалтерские документы и иные обстоятельства, подтверждающие
наличие факта налоговых правонарушений. К акту проверки должны
быть приложены все постановления и протоколы, связанные с действиями
по осуществлению проверки.
Анализ акта может показать, что не все доводы налоговой инспекции
убедительны и обоснованы. Не везде есть ссылки на нормы законодательства,
которые были нарушены, или они применены неправильно. Необходимо
помнить, что налоговый инспектор, как и любой человек, может ошибаться.
Налоговые инспектора зачастую работают без соответствующего контроля.
Они не несут ответственности за выдвигаемые ими требования и результаты
своей работы. Являясь представителями государственных органов,
они целиком полагаются на защиту государства.
Руководителю предприятия не стоит отказываться от подписания
акта выездной налоговой проверки, даже если он с ним не согласен.
Акт действителен и без его подписи, но отказ может стать препятствием
к конструктивному решению разногласий. Также ему не стоит писать
на акте "без возражений", даже если у него нет возражений,
а проверяющие настаивают на этой фразе. Поскольку возражения могут
появиться при анализе акта в более спокойной обстановке.
В течение двух недель с момента получения налогоплательщиком
акта выездной налоговой проверки налогоплательщик вправе предоставить
письменные объяснения и возражения по акту. Руководитель налогового
органа (или его заместитель) в течение 14 дней рассматривает акт
проверки, протоколы, заключения экспертов и другие документы по
результатам проверки, а также материалы и возражения. В интересах
налогоплательщика присутствовать на данном рассмотрении, так как
в обратном случае негласно считается, что он согласен с вынесенным
актом.
Совместное рассмотрение акта является очень важным этапом в процессе
налогового контроля. Как показывает практика работы нашей фирмы,
именно тогда вследствие своего непрофессионализма сотрудники налоговой
инспекции выступают с неправомерными предложениями: "торгуются"
с директорами по возможным налоговым санкциям, запугивают и т.д.
Конечно, если налогоплательщик сомневается в своей позиции или
боится сделать неверный шаг, наиболее оптимальным для него будет
обратиться за помощью к специалисту, хорошо знающему налоговое
законодательство и практику налоговых споров.
Защита прав предприятия.
Руководство предприятия должно знать, что обжаловать акты налоговой
инспекции и действия ее сотрудников можно не только в суде, но
и в вышестоящем налоговом органе. При этом подача жалобы в вышестоящий
налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую
подачу аналогичной жалобы в суд.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение 3 месяцев
со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении
своих прав. Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца
и сообщено в письменной форме подателю жалобы в течение 3 дней
со дня его принятия.
При защите своих прав в суде предприятие вправе обратиться в
суд со следующими требованиями: