ConsAUDIT
RussianEnglish
Общество с ограниченной ответственностью
Демб и партнеры. КОНСАУДИТ
На главную
О компании
Аудит и налоговый консалтинг
Банкротство
Юридические услуги
Оценка
Развитие и оптимизация бизнеса
Наши клиенты
Контакты


К Вам пришел налоговый инспектор

Как себя вести или рекомендации налогоплательщику в начале налоговой проверки.

Рекомендации налогоплательщику по окончании налоговой проверки.

Защита прав предприятия.

В течение 15 лет мы помогаем предприятиям отстаивать свои права в спорах с налоговой инспекцией. В нашей практике нет ни одного проигранного налогового спора. Кроме того, большинство вопросов удавалось снять до обращения в суд, на уровне различных инстанций налоговых органов.

Чтобы эффективно защищать собственные интересы, необходимо быть готовым к разрешению разногласий и споров между предприятием и налоговой инспекцией.
Налогоплательщики по разным причинам не пользуются своим правом обжаловать действия налоговых органов. Одни боятся "испортить отношения" со "своим" инспектором, другие считают, что навлекут на себя дополнительную проверку, во время которой проверяющие "еще что-нибудь накопают", и тогда предприятие разорится окончательно. Эти опасения, как правило, рождаются из-за того, что налогоплательщик не знает досконально своих обязанностей об уплате налогов и имеет смутное представление о своих правах.

Практика защиты прав предприятий перед налоговыми органами фирмой "Демб и партнеры. КОНСАУДИТ" свидетельствует о кардинально противоположной ситуации.

За годы нашей работы ни одно предприятие, выступившее с возражениями или подавшее иск в суд против налоговой инспекции, не только не испытало на себе каких-либо негативных последствий, но наоборот, приобрело благоприятное и уважительное отношение со стороны налоговых органов.

В нашей практике были случаи, когда налогоплательщики не оспаривали необоснованные претензии налоговой инспекции и полностью оплачивали предъявленные штрафы. Эти действия расценивались налоговыми органами как согласие налогоплательщика с тем, что он умышленно совершил налоговое правонарушение. В последствии таким налогоплательщикам приходилось иметь дело с налоговой полицией.
Таким образом, с неправомерными действиями налоговых органов можно и нужно бороться.

По данным статистики Арбитражных судов Российской Федерации примерно 50% споров с налоговыми органами решаются в пользу предприятий. Наш опыт показывает, что указанный процент был бы в 1,5 раза выше, если бы предприятия в налоговых спорах не останавливались на решениях судов первой инстанции, а опротестовывали их в вышестоящих инстанциях.

Используя накопленный положительный опыт в спорах с налоговыми органами, мы можем предложить предприятиям, подлежащим налоговой проверке, следующие рекомендации.


Как себя вести или рекомендации налогоплательщику в начале налоговой проверки.

1. Необходимо проверить наличие специального решения руководителя налогового органа или его заместителя на проведение выездной налоговой проверки.

2. Руководство предприятия должно знать, что налоговые органы в рамках проверки вправе требовать от налогоплательщика документы лишь за три календарных года, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

3. Запрещено проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. Исключение составляют случаи, когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим органом в порядке контроля над деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку.

4. В соответствии с Налоговым кодексом РФ протокол по результату проведенной налоговой проверки составляется в следующих случаях:

  • при аресте имущества, осмотре территорий, помещений, документов и предметов и выемке (изъятии) документов и предметов,
  • при получении показаний свидетеля,
  • при ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении его прав,
  • при проведении экспертизы,
  • при предупреждении переводчика об ответственности за отказ или заведомо ложный перевод.


    В протоколе указываются:
  • его наименование;
  • место и дата производства конкретного действия;
  • время начала и окончания действия;
  • должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
  • Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствующего при его проведении;
  • содержание действия, последовательность его проведения;
  • выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Любое отступление от установленных правил по проведению проверки, а также по ее документальному оформлению позволяет налогоплательщику ставить вопрос о недействительности выявленных в ходе проверки фактов налоговых правонарушений.

Рекомендации налогоплательщику по окончанию налоговой проверки.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ по окончании выездной налоговой проверки налогоплательщику выдается справка о том, что на конкретном предприятии в конкретное время была проведена проверка. После получения справки налогоплательщик вправе отказать представителям налоговых органов в представлении дополнительных документов, поскольку они могут быть истребованы только в процессе проведения проверки, а она уже закончена.

Не позднее двух месяцев с момента составления указанной справки налоговый инспектор должен составить акт налоговой проверки, который должен содержать изложение документально подтвержденных фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, а также ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные обстоятельства, подтверждающие наличие факта налоговых правонарушений. К акту проверки должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с действиями по осуществлению проверки.

Анализ акта может показать, что не все доводы налоговой инспекции убедительны и обоснованы. Не везде есть ссылки на нормы законодательства, которые были нарушены, или они применены неправильно. Необходимо помнить, что налоговый инспектор, как и любой человек, может ошибаться. Налоговые инспектора зачастую работают без соответствующего контроля. Они не несут ответственности за выдвигаемые ими требования и результаты своей работы. Являясь представителями государственных органов, они целиком полагаются на защиту государства.

Руководителю предприятия не стоит отказываться от подписания акта выездной налоговой проверки, даже если он с ним не согласен. Акт действителен и без его подписи, но отказ может стать препятствием к конструктивному решению разногласий. Также ему не стоит писать на акте "без возражений", даже если у него нет возражений, а проверяющие настаивают на этой фразе. Поскольку возражения могут появиться при анализе акта в более спокойной обстановке.

В течение двух недель с момента получения налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки налогоплательщик вправе предоставить письменные объяснения и возражения по акту. Руководитель налогового органа (или его заместитель) в течение 14 дней рассматривает акт проверки, протоколы, заключения экспертов и другие документы по результатам проверки, а также материалы и возражения. В интересах налогоплательщика присутствовать на данном рассмотрении, так как в обратном случае негласно считается, что он согласен с вынесенным актом.
Совместное рассмотрение акта является очень важным этапом в процессе налогового контроля. Как показывает практика работы нашей фирмы, именно тогда вследствие своего непрофессионализма сотрудники налоговой инспекции выступают с неправомерными предложениями: "торгуются" с директорами по возможным налоговым санкциям, запугивают и т.д. Конечно, если налогоплательщик сомневается в своей позиции или боится сделать неверный шаг, наиболее оптимальным для него будет обратиться за помощью к специалисту, хорошо знающему налоговое законодательство и практику налоговых споров.


Защита прав предприятия.

Руководство предприятия должно знать, что обжаловать акты налоговой инспекции и действия ее сотрудников можно не только в суде, но и в вышестоящем налоговом органе. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца и сообщено в письменной форме подателю жалобы в течение 3 дней со дня его принятия.

При защите своих прав в суде предприятие вправе обратиться в суд со следующими требованиями:

  • об обжаловании действия и бездействия должностных лиц налоговых органов;
  • об обжаловании ненормативных актов налоговых органов. Арбитражная практика исходит из того, что таким документом является решение руководителя (его заместителя) налогового органа, вынесенное на основании акта выездной налоговой проверки, а сам акт налоговой проверки, а также письма налоговых органов, разъясняющие законодательство о налогах и сборах, не могут быть обжалованы в судебном порядке;
  • о признании недействительным нормативного акта.

При обжаловании ненормативного акта налоговой инспекции следует делать акцент не на правомерные действия налогоплательщика, а на незаконные действия налоговой инспекции, т.е. аргументировано показать, что в акте налоговой проверки неправильно истолкована норма права. Причем обязанность налогоплательщика по уплате налога должна быть определена в законе, а не в подзаконных актах (инструкции, письма, разъяснения и т.п.). Противоправным признается только нарушение законодательства о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов и актов законодательных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Если налогоплательщик не согласен с актом налоговой проверки, но боится запутаться в нашем громоздком законодательстве, он может реализовать свои права по ведению налоговых споров через уполномоченного представителя, который будет представлять интересы предприятия в отношениях с налоговыми и судебными органами.

Как правило, в данном случае компании, с которыми мы уже долго и плодотворно сотрудничаем, и новые клиенты обращаются к специалистам «Демб и партнеры. КОНСАУДИТ», владеющим в комплексе гражданским и налоговым законодательством, бухгалтерским учетом, а также информацией по практике Высшего Арбитражного Суда РФ.

 



Скорая помощь в чрезвычайных ситуациях
К вам пришел налоговый инспектор
Реорганизация предприятий, опыт по избежанию банкротств
Привлечение иностранных инвестиций
*
 
Наши адреса:
в Москве: 125315 Москва, ул. Усиевича, 24/2
в Зеленограде: 124482 Москва, Зеленоград, корп.339Б офис.2

Телефоны: (985) 923-24-93, (495) 535-04-95, (495) 536-67-74.
E-mail: info@demb.ru